Распространенные ошибки при оценке законности проверочной закупки по делам о наркотиках
Зачастую по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических веществ, с доказательствами в виде результатов оперативно-розыскной деятельности и мероприятий «Проверочная закупка» доверители задают такие вопросы: «При таких обстоятельствах проводится такое мероприятия?», «Относятся ли эти обстоятельства к нарушениям закона?».
При проведении «Проверочной закупки» сотрудники правоохранительных органов создают условия для покупки у подозреваемого лица предметов, запрещенных для гражданского оборота. К ним относятся наркотические средства, психотропные препараты, сильнодействующие вещества, яды, предметы оружия, и т.п.
Рассмотрим основные заблуждения при расследовании уголовных дел, по которым проводились проверочные закупки, итоги которых якобы являются нарушениями закона. Примеры будут проводиться только из национального законодательства, без изучения практики европейских судов и ООН.
Основное заблуждение
На постановлении о проведении такого мероприятия нет печати ответственного органа, при этом постановление утверждено руководством или заместителем руководителя этой инстанции, а значит, такое постановление может быть признано незаконным, результаты закупки не могут выступать доказательствами.
По ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», проверочная закупка или контролируемый процесс поставки «запрещенных» или ограниченных к обороту предметов, оперативные эксперименты, внедрение сотрудников, проводящих деятельность оперативно-розыскного характера, проводятся после оформления постановления руководителем органа по оперативно-розыскной деятельности.
Требований о заверении подписи ответственного лица, наличии печати в вышеуказанном законе нет, а значит, если печать отсутствует, постановление все равно имеет законную силу.
При этом федеральное законодательство не исключает, что по внутренним приказам подпись должна сопровождаться оттиском печати – оттиск подтверждает подлинность подписи.
По общему правилу, недопустимыми будут только такие доказательства, которые получены с нарушением вышеуказанного нормативного акта и уголовно-процессуального законодательства. Закон не содержит требования об обязательном наличии оттиска печати, поэтому этот пункт не будет обязательным.
Еще одно заблуждение
В виде цели проверочного мероприятия в постановлении указывается документальная фиксация преступной деятельности разрабатываемого лица, а не раскрытие и профилактика совершения преступления, выявление лиц, участвующих в совершении и подготовке преступного деяния, а именно это и является задачами мероприятий оперативно-розыскного характера.
Само указание на цель в виде документирования преступных деяний, по мнению российских судов, не противоречит задачам ОРД и учитывается только при провокационном характере повторных закупок в качестве косвенного признака. Если по результатам повторной проверочной закупки не были выявлены результаты, значимые для расследования дела, то есть не было обнаружено новых соучастников, источников поступления запрещенных веществ, мест для их хранения, такие результаты не могут выступать доказательствами по уголовному делу.
Если повторных закупок не было или в ходе них были выявлены новые результаты, постановление будет признано законным.
Третий миф
Отсутствие на документе регистрационного номера влечет признание его недействительным. Снова обратимся к закону «Об оперативно-розыскной деятельности», по которому наличие на постановлении регистрационного номера не относится к обязательному требованию.
Конечно, иногда регистрация постановлений прямо предусмотрена внутренними актами органов по ОРД, тем не менее, такая документация защищена законодательством о государственной тайне, поэтому изучить этот вопрос будет затруднительно.
Это значит, что отсутствие на документе номера о регистрации не влечет за собой признание результатов доказательствами, недопустимыми для использования.
Следующее заблуждение
В делах об оперативном учете или проверке обязательно должны быть указаны основания для мероприятий оперативно-розыскного характера.
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 144, органы, проводящие ОРД, для выполнения задач, предусмотренных федеральным законодательством, могут пользоваться специальными информационными системами, вести оперативный учет. Список дел для такого учета, особенности ведения регулируются внутренними актами органов.
Это значит, что ведение оперативного учета относится к правам правоохранительных органов, а не к их обязанностям. Вести такие дела они могут по своему усмотрению.
Пятый миф
Обязательно должен быть протокол опроса лица до начала проверочной закупки, если мероприятие проводится по заявлению этого лица, который сам обратился в полицию с указанием на сбытчика наркотических средств.
По ст. 7 вышеуказанного закона, в качестве основания для ОРД выступает ставшая известной правоохранительным органам информация о признаках готовящегося или совершаемого противоправного действия, о лицах, готовящих или участвующих в преступлении, если нет достаточных сведений для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, в данном законе нет указания об обязательности предварительного опроса лица до принятия решения о проверочной закупке.
Чтобы подтвердить основания для этого мероприятия нужен лишь рапорт оперативного сотрудника о наличии важных сведений, причастии определенных лиц к сбыту наркотиков. В рапорте не обязательно должно быть указан факт обращения лица.
Шестой миф
Нельзя проводить проверочное мероприятие лишь на основании рапорта оперативного сотрудника или заявления лица, которое обратилось якобы добровольно, без выявления доказательств правдивости этих сведений, без материалов, полученных в результате расследования, других дел, результаты которых выступали бы подтверждением того, что подозрения в сбыте наркотиков обоснованы. Типичный пример таких доказательств – результаты прослушивания переговоров по телефону, наблюдений за лицами и опросов.
Главное основание для проведения мероприятий оперативного характера – наличие у правоохранителей оперативной информации. Это значит, что для проведения проверочной закупки достаточно иметь лишь рапорт сотрудника или заявление от лица.
Присутствие доказательств в материалах оперативно-розыскных мероприятий и в материалах уголовного дела о причастности определенного лица до начала проведения процедуры по мнению национальных судебных органов не обязательно. Даже если такие доказательства отсутствует, закупка не будет признана незаконной.
Тем не менее, в дальнейшем указанные обстоятельства могут иметь важное значение при подтверждении провокации совершения преступления.
Седьмой миф
Он заключается в том, что после проведения закупки сотрудники должны сразу провести задержание лица, передать результаты мероприятия следователю, а тот – в установленные сроки возбудить уголовное дело. Если правоохранители сделали это спустя неделю, месяц или другой срок, результаты нельзя считать законными.
Особенности ОРД, ее секретный характер, соблюдение в тайне самого проведения мероприятий позволяют ответственным за это сотрудникам передавать результаты закупки следствию, рассекречивать информацию в те сроки, которые они считают нужными.
В самом законе об ОРД точных сроков передачи материалов следствию не предусмотрено.
Нормативные акты позволяют не задерживать подозреваемого немедленно, а проводить дополнительные действия, которые позволяют достичь еще более значимых результатов. Именно на это и ссылаются оперативные сотрудники, объясняя сохранение в тайне материалов на протяжении длительного времени.
Таким образом, ориентироваться следует только на сроки давности по преступлениям.
Читайте также:
- Так ли все однозначно в делах о наркотиках? Спорные обстоятельства в делах по ст. 228 и 228.1 УК РФ.
- Использование полиграфа и заглаживание вреда в делах о наркотиках.